Сычев Виктор Михайлович, воспоминания.
Когда началась война, мне было без малого десять лет. Помню свою маму, её слезы и срывающееся с губ страшное слово – «война!».
В августе нас отправили в эвакуацию, а у отца уже была повестка на фронт. Погрузили нас в товарный вагон на платформе Пушкино, отец стоял на перроне, вглядываясь в наши лица, приподняв руку. Так и застыл в моей памяти он навсегда.
Все годы войны в нашей комнате жила мамина сестра. Её рассказы о каждом прожитом дне до сих пор леденят душу. Рыли окопы, трудились, сутками не покидая производство, спали рядом с рабочим местом. Весной 1942-го, когда лед водохранилищ начал таять, женщин посылали убирать трупы солдат – и русских, и немецких, оставшихся после боев и вмерзших в лед.
Очень сильно хотелось есть. Ходили далеко в поле, собирали промороженную капусту. Она была как стеклянная, а, оттаяв, превращалась в отвратительную кашицу, но ее все равно варили и съедали. В аптеке по талонам получали рыбий жир. Он нас здорово спасал.
День 9 мая 1945 года запомнился тем, что мы с ребятами босиком бегали по улице, прыгали, кричали от радости. А женщины плакали.
Закончив семь классов, я поступил в техникум в Мытищах. Потом был призван на срочную службу на Балтийский флот. После демобилизации устроился на завод силикатного кирпича, а затем пришел на комбинат «Стройпластмасс». Там и проработал 43 года…
От отца у меня сохранилась фотография и вырезка из фронтовой газеты, где он, старшина Михаил Сычёв, обращается к однополчанам с призывом сражаться до последней капли крови: «Я уже вижу сияние победы. Я радуюсь тому, что буду участником великой битвы. Знаю, что будет нелегко. Но никакие трудности и жертвы меня не остановят. Перед вами, полковые друзья, перед полковым знаменем нашим клянусь, что в предстоящих боях буду в первом ряду. Вперед, товарищи, на Берлин!»
Он погиб в апреле 1945-го в Чехии. Долгие годы я писал запросы в военкоматы, различные организации, архивы. И только спустя более сорока лет было найдено место захоронения отца в братской могиле в городе Опава. Всего там похоронено около трех тысяч советских воинов. В августе 1987-го года я побывал там вместе со своим шестнадцатилетним сыном. Мы высыпали на братскую могилу горсть родной подмосковной земли. Мемориал содержится в порядке, я признателен жителям этого городка, что отдают дань памяти нашим солдатам, и я имел возможность поклониться отцу, которого мы так и не дождались домой в День Победы.
Виктор СЫЧЁВ
Обсуждение