Основное различие, которое первым встретилось – это по каким критериям разделяются временные эпохи. Ждан дифференцирует по предмету изучения психологии и считает, что психология стала психологией, когда осознала отдельность своего предмета от других наук. Мартыновская разделяет периоды по предмету изучения и методам изучения, и считает, что становление психологии как науки должно было происходить в связи становления общего научного подхода и усвоения психологией стандартов научных методов исследования своего предмета. Однако Ждан рассматривает историю психологии в тесной связи с другими науками и их развитии, поэтому картины у этих двух авторов получаются очень похожими. Первый этап это развитие психологии в период античности или психология как наука о душе. Далее идет небольшое расхождение. Ждан задает более жесткие рамки, ограничив дифференциацию только предметом. Поэтому Ждан больше рассматривает этапы, когда предмет более конкретизировался. Те моменты отсечения предмета от других наук и распределение сфер знания между смежными научными дисциплинами. А Мартыновская рассматривает переход воззрений от одного носителя эстафеты к другому. Последовательно описывая, какое направление, за каким следует. И почему одно вытекает из другого. Если Ждан органично вписывает в историю развитие отечественной психологии, прослеживая из каких источников, отечественные авторы, черпали вдохновение. И в конце книги лишь подводит итоги этого процесса, очерчивая фундамент для дальнейшего развития отечественной и западной психологии. То Мартыновская, хоть и упоминает отечественных психологов в тексте, выносит отечественную психологию в отдельную главу, не указывая прямой связи с другими направлениями и исторической ситуацией в мире.
Обсуждение