dgr-logo Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Организация
Конкурсы
Проекты
Фотогаллерея Новости Контактная информация Закрыть

Реклама

Компания ооо "тд теплосити"

компания ооо "тд теплосити"

Социальная возрастная психология

1. Предмет и задачи социальной возрастной психологии

Предмет – возрастные закономерности развития, деятельности и отношения личности в процессе непосредственного и опосредованного общения.

Задачи: установление этих возрастных закономерностей и их фиксация в понятийном аппарате.

Проблемы:

1) Проблема онтогенеза общения на основе изучения возрастных закономерностей;

2) Проблема развития общностей – групп и коллективов;

3) Возрастные закономерности влияния межличностного взаимодействия на формирование личности;

4) возрастные закономерности взаимодействия широкими социальными общностями.

 

2. Основные понятия социальной возрастной психологии.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальный норм. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. 

Социализация - социальная адаптация, это означает соответствие человека социальным требованиям, которые предъявляют к нему.

Возраст – цикл развития, имеющий своё содержание, структуру и динамику.

Существует хронологический возраст (паспортный) и относительный. Существует культурно-педагогический возраст – соответствие человека тем требованиям, которые предъявляют человеку его возраста.

Социальный возраст – насколько психологическое развитие и поведение соответствует сверстникам, когорте (когорта – большая социальная группа, определяемая по году рождения +/- небольшой интервал в 1-2 года). 

Психологический возраст – определяется по развитию основных новообразований. 

Субъективно-переживаемый возраст – насколько человек себя ощущает.

Поколение – большая социальная группа, которая формируется под влиянием какого-либо значимого события. Люди растут под воздействием определенного социального влияния.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. 

 

3. Семья  как  фактор  социализации

Семья – основа чувства безопасности, основа психического здоровья своих членов (особенно для детей). Семья – проводник макросоциальных влияний (влияний культуры), среда микросоциального взаимодействия, характеризующаяся своими особенностями, источник модели поведения как сверху вниз (спец. демонстр.) и снизу вверх (неосознанно усваиваемые ребёнком).

Семья – модель межгендерных отношений, важнейший источник и фильтр социального опыта.

Открытость семьи – большое количество связей, знакомых, активно существующих в микросоциуме, возможность широкого общения ребёнка.

Характеристики семьи:

1) состав (полная - неполная), сколько поколений, количество детей и порядок рождения.

Большое значение – характер отношений с родителем одного пола. Эмоциональная депривация в раннем детстве (воспитание ребёнка в отсутствие родителей или фигур их замещающих) ведёт к чувству тревожности и своей малозначимости, а в подростковом возрасте к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции.  

2) Сплочённость семьи. В целом характерен высокий уровень семейной сплочённости.

Уровни сплочённости:

1. Низкий. Разобщённая семья;

2. Средненизкий. Умеренный;

3. Стремление к объединению. Средневысокий;

4. Полное сплочение. Чрезмерно высокий.

1 и 4 – саамы плохие. 4 не даёт автономности членам семьи, человек не может из неё уйти, проблемы с адаптацией к внешнему миру.

Возникает семейный мир – форма описания семейной идентичности.

Формула «Мы» ценится выше чем «Я».

В установленном высоком уровне семейной сплочённости на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, на этапе отделения подростка от семьи – отец. Семьи с маленькими детьми более сплочённые, чем семьи с тинэйджерами. Мальчики склонны считать свои семьи менее сплочёнными

3) Коммуникация между членами семьи.

Особенности взаимоотношений, возможность смены ролей.

Семейная гибкость – ценности, ролевая структура, адаптированность семьи.

Уровни: ригидная форма, структурированная, гибкий вариант, очень высокий (хаотичный тип строения).

1. выражение любви и эмоциональной поддержки:

для девочек – сказывается на уровне самооценки;

для мальчиков – формирование навыков и скорости адаптации к изменившимся условиям среды;

2. Для формирования «Я» ребёнка важны следующие параметры родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности;

3. Стиль детско-родительских отношений влияет на особенности детское самоотношение;

4. Зависимость социального поведения ребёнка от характера родительской власти. Высокая агрессивность в отношениях со сверстниками коррелирует с уровнем физического насилия в семье. Авторитарный и гиперпопечительский стиль приводит к социальной ригидности (жёсткость социальных установок и ограниченность ролевого репертуара).

Коммуникация – взаимоотношения, стиль детско-родительских отношений, проблема открытости и закрытости и идентификации семьи с национальными и этническими группами.

Функции семьи:

  • Даёт ребёнку чувство безопасности, доверия к миру;
  • Даёт модели поведения;
  • Семья – источник жизненного опыта;
  • Обеспечивает соответствующее некоторым требованиям ребёнка общество.

Уровни проблемы семьи:

  •  Межличностные проблемы, связанные с внешним миром. Социальные связи мира – все проблемы мира – влияние окружающего мира;
  • Семья видит проблемы в самой семье. Выделенный пациент – источник всех проблем (часто ребёнок). На самом деле он единственное, что сплачивает семью.  Уклонение – открытого конфликта нет, но есть один неблагоприятный человек, который всем мешает. Нападение – он плохой, уберите его. Поддержка – он слабый, особенные потребности и все занимаются только им;
  • Проблема у всех членов семьи;
  • Преобладание в семье больных людей.

  

4. Стиль детско-родительских отношений и его влияние на процесс социализации.

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка - с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому. В — третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка (Смирнова Е.О. 2000).

1. модель взаимодействия родителя и ребенка. Она предполагает равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (Варга А.Я., Хараш А.У., Захарова Е.И., Хоментаускас Г.Т. и т.д.). Современные данные позволяют перейти к рассмотрению психологического взаимодействия матери и ребенка как изначально двустороннего, двунаправленного процесса, где каждый является активным партнером психологического взаимодействия и установления социальных отношений и где предполагается равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей.

В изучении проблемы детско-родительских отношений в зарубежной психологической литературе выделяются два основных направления: психоаналитический подход и гуманистический.

1. Так, приверженцы психоаналитического направления в центре анализа ставят личность ребенка, родители же выступают в роли носителей определенных исторических ценностей и культурно - закрепленных норм, а также объектов потребностей и желаний ребенка. Их индивидуально- психологические черты не оказывают специфического влияния на развитие личности ребенка.(концепции Э.Эриксона, Э.Фрома, Д.Боулби, К. Роджерса и других).

В своей эпигенетической концепции, Эриксон Э. также указывал, что в детско-родительских отношениях существует двойственность позиций. Родители с одной стороны должны оберегать ребенка от опасностей, а с другой стороны должны предоставлять ему свободу. Ребенок должен сам найти середину между требованиями родителей и собственной инициативой.

М. Мид, которая полагала, что «культурные традиции определяют законы детства» (цитируется по Зейгарник). Исследуя традиционные этносы, она показала, что родовой опыт семьи следует считать одним из факторов, формирующих личность ребенка. Эти факторы зависят от традиционного уклада общества, от доминирующего религиозного мировоззрения. От социально-экономических и социально-политических условий, уровня жизни, образования, от структуры семьи и характера укоренившихся семейных отношений.

Э. Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, привел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но и ее можно и лишиться.

2. Подобное противопоставление условной и безусловной любви рассматривается и в гуманистической психологии. Так, к примеру, К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное внимание родителя к ребенку, независимо от совершаемых им поступков, дает полноценное развитие личности ребенка.

В теории привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями. Одна из них — стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая — стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отдалению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя адекватно, сбалансировано поощрять обе тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Таким образом, в гуманистической теории личности ребенок рассматривается как уже сложившаяся и самодостаточная личность со своими переживаниями, потребностями и неисчерпаемым внутренним потенциалом. Задача взрослого - помочь ребенку реализовать этот потенциал и актуализировать эти переживания, не навязывая своего воздействия и не ломая личность ребенка.

3. В отечественной психологии подчеркивается ведущая роль взрослого в общении и психическом развитии ребенка и говорится об изначальной активности ребенка, в том числе и в формировании детско-родительских отношений (Выготский Л.С, Запорожец А.Н., Лисина М.И., Дубровина И.В., Божович Л.И., Эльконин Д.Б. и др.).

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений.

Под родительскими отношениями понимают систему или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. С другой стороны под родительскими установками подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. В качестве наиболее значимых черт родительского отношения выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.

Родительское отношение противоречиво и включает два противоположных момента: безусловный (принятие, любовь) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств).

Выделяются несколько линий исследований по проблемам родительского воспитания (Трифонова Е.В., 2001):

1. Изучение структуры семейного воспитания, то есть выделение отдельных компонентов родительского отношения и общения между родителями, которые в большей мере влияют на формирование личности ребенка (Бодалев А.А., Варга А.Я., Захаров А.И., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С, Столин В.В., и т.д.).

2. Выделяются «типы» и тактики семейного воспитания (Личко А.Е., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Броди Т., Маккоби Е., Шеффер Е., Баумринд Д. и др.)

3. Рассматривается влияние отдельных способов воздействия или типов семейного воспитания на личность ребенка (Варга А.Я., Спиваковская А.С, Беньямин Л. и др.).

Родительское отношение, как заключает Варга А.Я, является многомерным образованием, в структуре которого выделяются четыре образующих: принятие или отвержение ребенка, межличностная дистанция с ребенком («симбиоз»), формы и направление контроля (авторитарная гиперсоциализация) и социальная желательность поведения. Каждая образующая в свою очередь представляет собой сочетание в различных соотношениях эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Эмоциональная образующая родительского отношения занимает

ведущее положение в структуре родительского отношения, в основном определяя особенности его проявлений. Родительское отношение противоречиво и амбивалентно. В нем сосуществуют в разной пропорции противоположные элементы эмоционально-ценностного отношения (симпатия-антипатия, уважение и неуважение), проявляясь поочередно в общении с ребенком в разное время и по разным поводам. Переживание межличностной дистанции — более стабильно. Варга А. Я. выделяет четыре типа родительского отношения, отличающихся друг от друга преобладанием одной или нескольких образующих: принимающе - авторитарное, отвергающее с явлениями инфантилизации, симбиотическое и симбиотически — авторитарное.

Основными характеристиками детско-родительских отношений являются (цитата по учебно-методическому пособию «Психология семейного воспитания», под ред. Карабановой):

1. Характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю.

2. Мотивы воспитания и родительства.

3. Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание родителя.

4. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства.

5. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка.

6. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг.

7. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Интегративными характеристиками детско-родительских отношений являются:

1. Родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством.

2. Тип семейного воспитания как интегративная характеристика воспитательной системы.

Далее рассмотрим подробнее различные классификации типов, стилей семейного воспитания как по данным зарубежных, так и отечественных исследователей.

 

5. Отцовство и его роль в социализации.

Отец – биологическая необходимость, но социальная  случайность. М.Мид. роль отца с возрастом ребенка увеличивается.

Дети с которыми нянчится и отец лучше понимают людей (биполярность). У ребенка должен быть образец для идентификации со своим полом. Если мать одна воспитывает мальчика – рост правонарушений.

Параметры отцовства вз-я с ребенком:

1)         Вовлеченность, ангажированность (непосредственный уход, общение или игра с ребенком)

2)         Доступность отца для ребенка

3)         Ответственность, знание того что хочет ребенок

Индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, передается из поколения в поколение, причем ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов. (проводилось лонгитюдное исследование с конца 30х до начала 80х гг на 4х поколениях).

Родительское поведение мужчин по своей сути социально. Отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для мальчиков – пример для подражания. Пассивные, отстраненные отцы – недостаток общения с отцом и отсутствие приемлемой модели для идентификации ослабляет формирование отцов из мальчиков.

У девочек влияние отца на половую идентификацию проявляется в период юности. Отец способствует формированию у девочек положительной самооценки, выражая одобрение ее внешним действиям. Если отца нет, то может сформироваться нереалистическое отношение к лицам мужского пола, ибо отсутствует реальная модель отношений между мужчиной и женщиной.

У мальчиков чрезмерная враждебность к окружающим возникает как бунт против излишней зависимости от матери (если нет отца).

А.И.Захаров:

1) у импульсивных порывистых отцов сыновья часто страдают неврозами в форме заикания, энуреза

2) излишняя строгость может спровоцировать у сыновей страхи

3) вседозволенность и отсутствие четких требований у дочерей

Именно отец занимает ключевую позицию в поведенческих и эмоциональной эмансипации подростка.  Дети выросшие без отцов часто имеют пониженный уровень притязаний. Особенно у мальчиков выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы . мальчикам из неполных семей сложнее налаживать контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости самоуважении (особенно у мальчиков). Таким мальчикам труднее достается усвоение  мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность,  проявляя агрессивность, грубость, драчливость.

По М.Мид, отцовство у человека – это социальное изобретение.

В прошлом отец был воплощением власти. Сейчас из-за женского равноправия, вовлечения женщин в профессиональную работу, отец не всегда является главой семьи. Ослабление или даже полная утрата мужчиной власти в семье отражается и закрепляется в стереотипном образе «отцовской некомпетентности».

Для многих отцов отцовство – почетное согласие предлагать эмоциональную близость, социальную защиту и материальное обеспечение. Но потребность в эмоциональной близости с детьми часто вступает в конфликт с заботами, связанными с жизнеобеспечением семьи.

 

6.         Материнство  и  его  роль  в  социализации.

Материнская любовь безусловна, её роль – опека.

На функции матери влияют:

1) опыт взаимодействия с собственной матерью;

2) игры со сверстниками;

3) место ребёнка в системе отношений;

4) если женщиной слишком восхищались, то она сама себя ощущает ребёнком.

 

Мещерякова:

Психологическая готовность к материнству – специфическое личностное образование, стержневой образующей которой является субъект-субъектная ориентация по отношению к ещё не родившемуся ребёнку.

Основные составляющие структуры психологической готовности к материнству:

1.  Особенность коммуникативного опыта, полученного в детстве;

2. Переживание женщиной беременности, в том числе отношение к ещё не родившемуся ребёнку;

3. Ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.

3 уровня психологической готовности к материнству:

- низкий уровень (25% от выборки): колебание в принятии решения иметь ребёнка, негативные ощущения и переживания во время беременности. Сторонницы строгого воспитания. В детстве у таких женщин отсутствовала привязанность к собственной матери. У младенцев таких матерей самые низкие показатели комплекса оживления, часто отвлекаются от общения. Позднее с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть.

- высокий уровень (23%). Не испытывают колебаний в принятии решения иметь ребёнка, радовались, узнав о беременности. Ориентировались на соблюдение «мягкого» режима (кормить по потребности ребёнка, чаще брать его на руки). В детстве имели приятный коммуникативный опыт, испытывали привязанность к матери, ласковое отношение к собственным родителям, любили играть в куклы.

Младенцы более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют выраженный интерес к общению. В последующем отличаются яркой эмоциональностью, открытостью и доброжелательностью к людям.

- средний уровень (50%). Противоречивая установка на воспитание, частично сходные ответы с 1 и 2 группой. Не сторонницы кормления по часам. Ранний коммуникативный опыт неоднозначен.

Младенцы менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируют преимущественно ответное поведение, нередко сами прекращают общение.

У женщин, готовых к материнству, присутствует образ принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению ребёнка.

У женщин, не готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребёнка, не выраженность принятия, отзывчивости и стремления к рождению ребёнка.

Социализация – стихийный процесс и целенаправленный.

Воспитание – целенаправленный процесс развития, может быть спрогнозирован.

Социализация – усвоение и активное восприятие социальных норм, более широкое понятие.

Воспитание происходит через такие институты социализации как семья, школа, трудовой коллектив, церковь (религия).

Роль воспитания – формирование: прививают навыки, нормы, нравственно-моральные ценности.

Мама – возникает базовое доверие к миру (первый год жизни).

Э. Эриксон «Эпигенетическая теория» - связана с социумом, типы воспитания и условия.

Эпигенетический принцип – всё, что развивается, имеет исходный план планирования, в соответствии с которым появляются отдельные части, каждое имеет свои доли покуда все части не составят систему функционирования в целом.

Базовое доверие – возможность к действию, автономии, собственная доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других.

Базисное недоверие у взрослых – отчуждение.

Люди уходят в себя, если оказываются не в ладах с другими людьми и с самим собой – полностью закрываются.

Привязанность – Боулби – повышается значимость для психического развития ребёнка, установление продолжительных тёплых отношений с матерью.

 

7. Отношение между поколениями. Типы культур.

Поколение – круг людей, связанных определенной общностью исторических событий (В.Дельтей).

Поколение – звено генеалогической цепи, этап возрастной стратификации общества, социально-возрастная когорта (близость по времени рождения) – общий социальный опыт и значимые события.

Поколения – социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретный исторический этап (период) времени.

Преемственность поколений – процесс взаимной передачи и усвоения, сохранении, использования материальных, духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих поколений, является центральной характеристикой любого общества.

Вертикальный тип преемственности – от старшего поколения к младшему.

Горизонтальный тип преемственности – поколения сосуществуют в одно время в одном обществе и обмен взаимный.

Современная ситуация:

1)         Заимствование внутри поколений в одной стране и в разных странах

2)         Напряженное, неоднозначное аффективное отношение к опыту предыдущих поколений

3)         Отсутствие единых представлений о ценностях

4)         Социально-экономическая нестабильность

Конфликт поколений – процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий между представителями разных поколений.

К.Лоренц – конфликт как массовый невроз, связан с тем, что молодежь не знает трудностей, связанных с занятием социального положения.

Паркинсон: существуют 4 поколения. Проблема технологического развития – компьютеризация противостоит иерархизации.  Социализация – важнейшая характеристика передачи ценностей, обеспечение стабильности общества, вводит человека в ролевую структуру.

4 типа ранних культур:

- до-первобытный

- первобытный

- военный

- религиозный

3 типа развитых культур:

- цивилизованный

- научный

- пост-научный

 

8. Историческая изменчивость детско-родительских отношений.

1) инфантицит (детоубийство) от античности до 4 в. н.э. Дети не рассматривались как ценность, должны ухаживать за родителями.

2) оставляющий (4-13 в. н.э.). родители начинают видеть в ребенке человека с бессмертной душой, но душа эта зла, поэтому нужно было воспитывать ее в атмосфере эмоциональной холодности, чтобы спасти душу ребенка.

3) амбивалентный (14-17 в.н.э.) Мать должна быть заботливой, большое внимание уделять воспитанию ребенка.

4) навязывающий (с 18 в.) Стремление сблизиться с ребенком, овладеть его разумом и так влиять.

5) социализирующий (19 в.) Не столько овладение волей ребенка, сколько обучить его приспосабливаться к обстоятельствам.

6) помогающий (20 в.) Основан на эмоциональной связи между ребенком и родителем. Главная задача – удовлетворить потребности ребенка.

 

9. Возрастная стратификация общества и ее влияние на возрастное развитие.

ВС – относительно устойчивая система, которая создается, поддерживается и изменяется социально-возрастными процессами. Изменение состава и численности возрастных слоев в населении обусловлена демографическим процессом течения когорт, изменение их численности в результате миграций и постепенное уменьшение и исчезновение данной когорты в результате ее вымирания.

Принятие на каждом этапе новых и оставление старых ролей требует от индивида соответствующей подготовки, т.е. социализации.  Изменение в любом отдельно взятом элементе возрастной стратификации может провоцировать и стимулировать изменение других элементов.

Возрастная стратификация тесно связана со всей системой социальный институтов общества, а так же с внешними условиями его существования.  Возрастная стратификация имеет социально-политический и организационный аспект.

Возрастные степени – стадии жизненного цикла, но не всякие, а только особо выделяемые и символизируемые данной культурой, так что их достижение обеспечивает индивиду определенный соц ранг и идентичность.

 

10. Социализация, ее особенности на разных возрастных этапах.

Социализация – процесс социального развития, связанный с процессом вхождения человека в социум.

Стадии (отношение к трудовой деятельности):

1.         Дотрудовая

2.         Трудовая

3.         Послетрудовая

(первичная социализация ребенка, маргинальная социализация подростка, устойчивая социализация юности)

Периоды детского развития:

Младенчество, детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый, юношеский.

А.В.Петровский:

Детство – адаптация индивида

Отрочество – индивидуализация

Юность – интеграция.

 

11. Роль привязанности в психическом развитии.

Привязанность – стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил. Для детей жизненная необходимость: младенцы без эмоционального тепла могут умереть, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку. Дж.Боулби основоположник теории привязанностей. Он выявил повышенную значимость для психического развития ребенка установление продолжительных теплых взаимоотношений с матерью (разрыв взаимоотношений приводит к дистрессу, проблемам с психическим развитием и поведением ребенка).

Бондиш – наличие сензитивного периода ранней привязанности между ребенком и матерью, влияющего на дальнейшие отношения в диаде.

Наиболее важным для формирования привязанности ребенка и взрослого является способность взрослых воспринимать любые сигналы ребенка и отзываться на них. Ребенок привязан к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а так же вступает в общение, отвечает настроению ребенка.

В случае если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, лучше справляется со стрессом и переживаниями, становится уверен в себе, развивает чувство собственной значимости. Первичная привязанность является устойчивой и проявляется у взрослых в дальнейшем как преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов в выборе партнера, самовосприятии и последующей самооценке.

3 типа привязанности (М.Эйнсворт):

1)         Дети с устойчивой, надежной привязанностью к близкому человеку. Они уверены в своей безопасности. Не сильно огорчались, когда мама уходила. Тянулись, когда она возвращалась.

2)         Аффективная (не надежная) привязанность – сильно огорчались, когда мама уходила. Когда она приходила, цеплялись за нее, но сразу же отталкивали. Они капризны и возбудимы.

3)         Ненадежная индифферентная привязанность – не возражали против ухода мамы и не обращали внимания на ее возвращение. Не сформировалось чувство привязанности. Отстранены от близких взрослых.

Становление надежной,  устойчивой эмоциональной привязанности к взрослому необходимо для полноценного психического развития ребенка, дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию и успешной социализации.

Э.Фромм – по мере взросления привязанность к матери теряет значимость и после 6 лет актуализируется потребность ребенка в отцовской любви.

Исследования Лисиной еще раз подтвердили, что условия воспитания и особенности взаимодействия ребенка с близким взрослым оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Психические проявления (показатели взгляда, эмоций, действий) детей из дома ребенка взаимодействие с близким взрослым значительно беднее.

Надежная привязанность формируется у детей из семьи при высоком уровне психического активности ребенка с мамой в режиме моменты (самые важные – кормление и свободное бодрствование).

Важные факторы формирования надежной привязанности: эмоциональный и физический контакт младенца с матерью; умение поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать действия и проводить взаимодействия типа диалога.

Ненадежная (аффективная) привязанность к матери – большое количество количество инициативы ребенка, оставшихся без ответа матери.

Индифферентная ненадежная привязанность – при несогласовании, негармоничных взглядах, превалирует инициатива матери, не которую младенец адекватно не отвечает.

У воспитанников дома ребенка можно выявить лишь условно надежную привязанность. Дети с надежной привязанностью к матери открыты и доверчивы по отношению к другим дюдям и миру, доброжелательны, активны. Надежная привязанность к взрослому во 2 полугодии 1 года жизни создает условия для усиления дальнейшего психического развития ребенка.

 

12.       Общение  со  взрослыми  как  фактор  развития  на  различных  этапах  детства.

Воспитательные и обучающие воздействия взрослых определяют развитие организма и личности ребёнка, его позитивную деятельность и эмоционально-потребностную сферу. Присутствие матери имеет огромное значение для ребёнка с момента рождения.

Недостаточность сенсорных контактов, интенсивно формирующихся в младенческом возрасте, приводят не только к недоразвитию сенсорных процессов, но и к нарушению психического статуса ребёнка. Хорошо известен «синдром госпитализма», наблюдаемый у младенцев, лишённых общения с родителями и прежде всего с матерью.

Эмоциональное взаимодействие матери и ребёнка: комплекс оживления. Его наличие стимулирует развитие ребёнка.

Взрослый знакомит ребёнка с предметами окружающего мира и это является основой ситуативно-делового общения. На основе комплексной сенсорной интеграции  - зрительно-слухового и тактильного ознакомления с предметом – в сознании ребёнка формируется его целостный образ.

В 3-4 мес., общаясь со взрослыми, ребёнок учиться улыбаться, поворачивать голову на звук человеческого голоса.

В 6 месяцев ребёнок подражает взрослому, начинает издавать звуки, напоминающие речь окружающих.

В 8 месяцев ребёнок активно реагирует на речь взрослого и повторяет отдельные слоги.

В 12 месяцев ребёнок понимает речь взрослого, создаются условия регуляции его поведения.

Взаимодействие со взрослым сохраняет своё значение на протяжении всего дошкольного возраста (игра).

 

13. Общение со сверстниками как фактор развития на различных этапах онтогенеза.

Развитие ребенка-дошкольника определяется не только общением со взрослыми. У него возникает потребность общения со сверстниками и возрастает число контактов с ними. Контакты со сверстниками способствуют формированию осознания своего положения в их среде и формированию личности ребенка.

Потребность в общении со сверстниками возникает в дошкольном возрасте. Общение со сверстниками отличается чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенностью, оно нестандартно и нерегламентированно. При общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, а при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые разные неожиданные и оригинальные действия и движения. Подобная свобода позволяет проявлять свою оригинальность и самобытное начало.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить 3 этапа, 3 формы общения:

1)         Эмоционально-практическая (2-4 годы жизни): каждый участник такого общения озабочен в первую очередь тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Ребенок, «смотрясь в сверстника» как бы выделяет в самом себе конкретные свойства.

2)         Ситуативно-деловая (4-6лет): после 4 лет у детей (особенно тех, кто посещает детсад) сверстник по своей привлекательности обгоняет взрослого  и занимает все большее место в их жизни. Главным содержанием общения детей становится деловое сотрудничество.

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. В детском общении в этом возрасте проявляется соревновательное начало. Другой ребенок становится предметом сравнения с собой.

3)         Внеситуативное общение (6-7 лет): возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоцельной личностью, важной и интересной.

 

14. Молодежная  субкультура  как  фактор  социализации

Социализация – процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знание норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальной роли) благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни.

Процесс социализации начинается с младенческих лет; существует целый ряд концепций, объясняющих сущность и причины вовлечения молодёжи в субкультуру. Социопсихологический подход связывал склонность к девиантному поведению в коллективной форме с особенностями подросткового возраста. Во многих направлениях формирование молодёжных субкультур и механизмы включения в них рассматривались в контексте социализации. На раннем этапе исследований акцент делался на молодёжь как на жертву социализации и формирование субкультур виделось скорее как нарушение механизмов социализации. В исследованиях молодёжных криминальных группировок социологами Чикагской школы причину складывания группировок и включению в них подростков видели в неблагополучии среды, социального окружения, не оставляя возможностей для нормальной социализации.

Ведущая идея Коена заключалась в том, что молодые люди не становятся антисоциальными после включения в группировку: в группировку приходят именно антисоциально ориентированные подростки для поддержания своих асоциальных норм и ценностей. 

Коен утверждал, что у группы подростков одного и того же возраста, но по-разному ориентированных существуют значительные отличия в представлениях о статусе и критериях его достижения. Для «послушных учеников» - образование, квалификация, уважение, для «мальчиков из подворотни» - моментное удовольствие, грубость, жестокость, высокий уровень риска и волнения.

Уолтер Миллер, напротив, пытался доказать, что дело не в стремлении к идентификации с нормами среднего класса, а в стремлении подростков приспособиться к ценностям «более низкого класса». Они выбирают некую субкультуру, когда в обычной жизни начинают чувствовать свою незначительность, поскольку у них отсутствуют возможности реализации своих потребностей в самоуважении и самоидентификации.

По мнению Айзенштада молодёжные субкультуры – это период подготовки молодых людей к миру вне семьи. Он считал, что они играют столь важную роль в социализации молодых людей, потому что именно молодёжные субкультуры создавали набор ценностей, позиций и поведенческих норм, которые возвращали чувство власти, потерянное молодыми людьми в результате их маргинальной социо-экономической и культурной позиции в современном обществе.

Молодёжная субкультура создаёт пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как в семье/школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких полномочий. Молодёжная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

 

15.  Проблема статуса в группе как фактора социализации.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а так же вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Группа выступает в качестве соц. ниши, обеспечивающий личности определяет уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу – при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Основными определяющими факторами на групповом уровне выступает понятие соц. стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.п.

Человек может занимать несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус – интегральный. Соц. статус отражается как во внешнем облике и поведении, так и во внутренней позиции.

Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволять себе обходить некоторые их этих обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества. Сейчас, например, женщины стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивида к постоянно меняющемуся возрасту и возр. статусам – извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться  одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новым статусом и новыми ролями.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущей старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации (и наоборот).

Предписываемые и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Основные соц. положения в обществе являются частично предписанными (т.е. отражают статусы родителей) и частично достигаемые с помощью способностей и устремлений самого индивида.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию - скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом; несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим взрослением; - противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и

усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников. Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество - не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми. В Советские времена под группой сверстников понимали различные идеологические организации - Пионеров, Октябрят и Юннатов, которые были открыто просоциальными, хотя и в те времена присутствовали так называемые «Дворовые» компании, существование которых отрицалось.

Современные же подростки, рождавшиеся при недоразвитом социализме и живущие при зачаточной демократии имеют мало шансов послужить обществу, потому что в отличие от предшествующих поколений их отцов и матерей, современная Россия утратила идеологическую основу и не нуждается в них. Отсюда мы имеем толпы слоняющихся без дела подростков, которые так или иначе попадают в какие-то неформальные группы. Часто такие группы заменяют им семью, школу и всё на свете, потому как приведённые примеры в современных условиях уже не могут социализировать их правильно. Проще всего подростки вливаются в нейтральные или асоциальные группы, не выступающие против демократического устройства.

Значение группы сверстников в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот фактор социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Тут подросток может найти и реализоваться, то есть принять на себя некоторые роли, которые не доступны ему в будничной жизни. Он может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия.

То есть такая группа представляет собой свой собственный микромир, выбирать который может сам подросток, что не доступно для него в любых других институтах социализации. Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация.

Научение - процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он присутствует   в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам. Подражание  -  один  из  главных  механизмов  социализации  в  группах  сверстников, особенно среди подростков.

Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно.

В данном случае объектом подражания оказываются те сверстники, пользующиеся наибольшим уважением подростка, его референтная группа.

Заражение - также бессознательный процесс, характеризующийся передачей эмоционального состояния при непосредственном общении.

Так  общим  настроением  заражается  группа  подростков,  танцующих  на дискотеке.

Механизм заражения часто играет важную роль, влияя на принятие решений.

Идентификация - отождествление себя с чем-либо.

Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос «Кто я?», найти

свое место в мире.

Идентификация с группой сверстников выражается через символы.

О том, с кем идентифицирует себя человек, говорят символы, выражаемые одеждой.

украшениями, использованием специфического сленга, жестами и т.п.

 

16. Система образования как фактор социализации.

Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как процесс становления соц. сущности человека, включение его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни действительно же усвоение индивидом соц. опыта, включающего в свою структуру момент активного приспособления к окружающему миру не только в стенах школы, но в первую очередь за ее стенами, адаптации как «автоматическое» воспитание определенных соц. навыков.

Под влиянием последних исследований процесса социализации в значительной мере изменились представления о воспитательном воздействии в образовательном процессе. Они уже не рассматриваются как автономные и изолированные соц. действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодежи, которые в то же время порождают результаты, независимые от воспитательных воздействий.

Образование явл. ведущим и определяющим началом, наиболее значимым и эффективным средством социализации, главным инструментом культурной преемственности поколений. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком (учитывает возрастные особенности и ограничения) и процессами его социализации.

Образование выступает одновременно как фактор и как средство социализации; оно влияет на предпочтения людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение, организует и упорядочивает их стихийную социализацию.

Поэтому образование можно рассматривать как результат и процесс целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляющейся в его интересах и/или интересах общества, которому он принадлежит.

 

17. Влияние мотивации учения на процесс социализации.

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Исследование учебной мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства уверенности, интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку.

Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.

В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.

Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

 Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.

Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному - в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане - только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и в конечном счете самоутверждает свою сущность.

Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль.

Для старшеклассника важнейшим условием развития личности является взаимоотношение в школьной среде. Именно взаимоотношение (или общение) на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования. У учащихся 10-11-ых классов отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений старшеклассников является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, одноклассниками, друзьями, отношения в семье.

Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет.

 

18. Каузальная атрибуция и выученная беспомощность.

Колберг: многие дети к 13 годам находятся на групповой идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. Этот уровень недостежим для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющимся, согласно Ж Пиаже, высшей стадии развития интелекта.

Пиаже: в процессе взросления ребенок понимает необходимость включенности в общество, так же созревание психики и мозговых структур помогают ребенку постепенно избавляться от эгоцентризма и дают возможность лучше понимать длугих людей, их мотивы, стремления. Такой ребенок может мысленно поставить себя на место собеседника или значимого человека.

 

19. Мотивация достижения и школьная успеваемость.

- учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для ученика сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда.

Главная задача мотивации учения такая

- организация учебной деятельности, как максимально способствовала бы раскрытию внутренней мотивации, потенциалы личности ученика. Взаимоотношения, процесс коммуникации. Педагогическому взаимоотношению присущи как общие черты общения, так и спец (инд подход к каждому). Одобрение для младших школьников.

Для старших характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построению жизненных планов.

Ярко – стремление к получению высшего образования. В старших классах направленность на свое будущее. Формирование собственного нравственного мировоззрения, моральное Я, которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимая от внешних условий и давлений окружающих.

10-11 классы – преобладает мотивировка собственного благополучия, стремление к личностному первенству, престижу. Цель – установление прочных отношений с окружающими в системе отношений (преподаватели, одноклассники, друзья, отношения в семье).

Поиск профессии. Одобрение.

 

20. Средства массовой информации как фактор социализации.

СМИ: печать, радио, ТВ, интернет.

С одной стороны – макросоциальные изменения (т.е. интернет является самостоятельным экономическим и соц. ресурсом) с другой – усиление роли информативных агентов.

СМИ представляют современному человеку большой простор поиска оснований для соц. идентификации.

Значительно большая интерактивность современных информативных потоков определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей соц. идентичности.

Экспрессивности СМИ также способствует общей задаче ориентации человека (построение или образа соц. мира и соц. самокатегоризации) готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатляются???» в его сознании, формируются определенные идеалы модели соц. категоризации.

В анализе информационных реалий нашего дня ведущим должен стать социализационный подход.

Определенные типы ТВ передач «встраиваются» в традиционные, культурные отношения,  потайные воспитательные ритуалы (вместо скуки – «спокойной ночи, малыши») и не только «они убивают их», но и вытесняют.

Значение СМИ постоянно растет. Они задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: формируются ценностные ориентации, отличительные нормы, поведение.

 

21. Развитие Я-концепции  на различных  возрастных  этапах.

  Я-концепция.

Потребности я – основа:

1)         Потребность в отражении себя в др. человеке

2)         Потребность в идеализации (родитель идеализирует родительский образ)

Благодаря ей формируется способность стремиться к идеалу, приобретение ценностей.

3)         Потребность в Эго

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе тесно сопряженная с различными вариантами самооценки.

Структурно делится на 3 компонента:

- когнитивный: образ Я (что человек думает)

- эффективный: система безоценочного отношения к себе и др.

- поведенческий: проявление когнитивного компонента

Присоединяющий: я такой как все

Дифференцирующий: я особенный

Очень важен баланс между компонентами.

Временная (переходная) я-концепция. Я-ситуативная концепция.

Социальное я-я, каким меня видят другие, переживание своего социального статуса.

Идеальное я – представление о том, каким бы я хотел быть.

Важную роль играет гармоничное соотношение уровня притязаний и самооценки. УП неоднороден, он разделяется на уровень желаемого успеха и уровень ожидаемого успеха. Если самооценка чуть ниже УП, то все ок, это ведет к развитию. Если самооценка высокая, каждый успех все больше и больше увеличивает его УП. Если самооценка низкая с/о тревожностью, депрессией, расстройством пищевого поведения. Низкая защитная самооценка – самооценка маскирующаяся пониженным «я».

 

22.  Формирование  идентичности  на  различных возрастных этапах.

Идентичность – осознание личностью своей принадлежности к той или иной соц-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго-состояний. Формируется в подростковом возрасте.

Идентичность обуславливает способность индивида к ассимиляции личностного и соц опыта.

Формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне рез-ов разрешения психосоциальных кризисов.

Позитивное разрешение кризиса – эго-сила

Неразрешение – «вклад» в спутанность идентичности.

0-1       год: доврие-недоверие (надежда/временная спутанность)

1-3 года: автономия-стыд (воля/патологическое самоосознание)

3-6 лет: инициатива-вина (способность видеть цель, стремиться к ней/жидкая ролевая фиксация)

6-12 лет: компетентность-неуспешность (уверенность/стагнация действия)

12-21 год:  идентичность-спутанность идентичности (цельность/тотальность)

21-25 лет: интимность-изоляция (любовь/ нарциссическое нарушение)

25-60 лет: генеративность (творч активность) – стагнация (застой) (забота/авторитарность)

После 60 лет: интегративность-отчаяние (мудрость/безысходность)

Формирование идентичности только в процессе соц взаимодействия.

 

23. Нравственное развитие и его роль в процессе социализации.

Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности, но развитие личности продолжается и дальше.

(Лоренс Келбери?) теория нравственного развития: нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей.

Стадии нравственного развития (сменяются одна другой):

1 и 2 стадии – дети, которые еще не усвоили понятие о хорошем и плохом.

3 – люди действуют, чтобы завоевать одобрение. Формирование собственного понятия о хорошем и плохом (начало).

4 – интересы общества и нравственное поведение в нем (возвращает сдачу)

5 – осмысление возможностей между различными нравственными убеждениями «плохо» и «хорошо»

6 – собственные этические чувства, универсальные и последовательные нравственные принципы системы эгоцентризма.

 

24. Взрослость  и  зрелость личности.

Взрослость (зрелость) – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальный и физических способностей личности.

События зрелого возраста: брак, развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. Характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества, к эффективному использованию знаний, способностей; к конструктивному решению различных жизненных проблем, стремление передать опыт молодым.

Активное включение в производств жизнь общественную. В случае не включения – застой.

Различия (др взгляд)

Взрослость – способность самостоятельно выживать и обеспечить выживание близких.

Зрелость – внутреннее право человека самостоятельно заказывать те соц результаты, которых он намеренно добивался.

Это умение ориентироваться на свои потребности.

Можно быть взрослым но не зрелым.

Взрослость отличается от зрелости так же как соц адаптация от социализации.

Зрелость: интеллектуальная, эмоциональная, личностная.

Компоненты личностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие, положительное мышление (+ отношение к миру).

 

25. Неформальные  подростково-юношеские  группы  и делинквентное  поведение.

Делинквентное поведение – антиобщественное, противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействиях), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Виды: административные правонарушения, дисциплинарный поступок (противоправное виновное неисполнение своих трудовых обязанностей; преступление (запрещенные уголовным законом).

Неформальные подростково-юношеские группы:

а) объединенные опред предметной деятельностью («скейтеры»)

б) борющиеся за сохранение окружающей среды и памятников

в) объединения, пытающиеся создать альтернативный образ жизни («хиппи»)

г) объединяющиеся для установления своеобразно понимаемой и соц справедливост.

Главная особенность: деятельность театрализована (внешние атрибутика).

У таких молодежных объединений большой риск, что они проникнуться чуждыми обществу взглядами, чем у одиновек, не входящих в организации.

Еще одна типология:

1)         асоциальные группы стоят в стороне от соц проблем, не представляют угрозу для общества (панки)

2)         антисоциальные группы: агрессивны,  стремление утвердить себя за счет других

3)         просоциальные приносят пользу обществу («зеленые»)

4)         неформальные объединения досуговой нравственности.

 

Несколько альтернативных ответов

13 . теория эриксона в контексте социальная возрастной психологии

Ребят, пишу не по лекциям. Так что н е судите строго.

  1. формирование базального доверия или недоверия к миру, недоверие к миру вырабатывается у новорожденного, если мать или замещающее ее лицо не обеспечивает должной опеки, защиты, заботы, не восполняет физические и эмоциональные потребности ребенка. Характеризуется нервозностью ребенка, резкой эмоциональной (плач, тревожность) реакцией на уход матери из поля зрения ребенка.

По мнению эриксона, сформированное базальное недоверие к миру у ребенка усложняет его последующую социализацию, а также замедляет познавательные процессы у ребенка, но может быть преодолено компенсацией внимания, любви и заботы на последующих этапах психического развития ребенка.

  1. Вторым (по моему мнению) основным этапом, влияющим на социализацию личности является период обретения человеком идентичности. Процесс характеризуется «примериванием» подростком или юношей (девушкой) на себя социальных ролей, поиск «себя» в социуме. Оформление чувства юноши или девушки принадлежности к определнной группе (как правило к нескольким группам), соотнесение себя с ценностями, целями и ориентациями этой группы. Процесс обретения идентичности может сопровождаться «диффузией идентичности» (неопределенность собственной принадлежности к какой-либо группе, пассивность в поиске идентичности (по шнейдер)) и «мораторием». Если человек неспособен обрести идентичность. К него формируется смешение ролей — неспособность продолжить карьеру или образование, сомнение в собственной принадлежности. Возможно делинквентное поведение, психотические эпизоды.

по теории эриксона человек проходит 8 этапов преобразования личности, каждый из которых заканчивается кризисом, позитивное или негативное прохождение которого фотмирует позитивное или негативное для личности качество. В случае негативного прохождения кризиса, его последствия могут быть преодолены, и развитие личности будет продолжаться со знаком +.

1этап базальное доверие или недоверие к миру

2этап автономия или стыд и сомнения

3этап инициативность или вина

4этап трудолюбие или неполноценность

5этап идентичность или ролевое смешение

6этип близость и одиночество

7этап производительность или застой

8этап цельность или безнадежность.

негативный или позитивный результат каждого из кризисов влияет на процесс социализации личности в обществе, на гибкость личности в адаптации к новым условиям.

 

14 психологический анализ соотношения статусов идентичности и статусов интимности.

 Эриксон также выделил три формы идентичности по происхождению:

  • внешне обусловленную (половую, возрастную, расовую, национальную, гражданскую принадлежность).
  • приобретенную идентичность (профессиональный статус, свободно выбираемые связи, привязанности и ориентации).

заимствованную идентичность (усвоенные роли, заданные каким-то внешним образцом. Принимаемые под влиянием ожиданий окружающих).

Л.Б. Шнейдер выделяет три типа идентичности:

1 профессиональная идентичность

2 гендерная идентичность

3 личностная идентичность

идентичность приобретается во время прохождения пятого кризиса по эриксону, и изменяется с течением жизни.

интимность — приобретается при положительном исходе шестого кризиса.

Под интимностью эриксон понимает сокровенное чувство , которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям, родителям и другим близким людям. Так же возможность «слить

воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечно в себе» (эванс).  Чувство интимности невозможно достичь без обретенного чувства идентичности. Статусом интпмномти эриксон считает брачные отношения.

 

15. теория принятия роли р.селмана

р. селман выделял пять основных стадий развития социального интелекта. Социальный интелект в его понимании — это «инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности.

стадия развития социального интелекта:

  1. досоциальная стадия — стадия, на которой ребенок не различает внутреннее, психические и внешнее, физические принципы поведения. Заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность
  2. стадия развития социального интелекта — стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира — сменяется стадией согласования различных точек зрения, намерений, действий.
  3. Стадия социального развития. Ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру применить свою позицию.
  4. Стадия развития социального интелекта достигается обычно в 10-12 лет. Начинается понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противотоложных целей поведения отдельных людей, представление о человеческом взаимодействии структурируется, выстраивается в систему.
  5. Стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости.

Под принятием социальной роли селман понимал развитие способности относиться к себе и к другим людям как к субъектам, реагировать на действия окружающих так же, как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей.

 

  1. теория морального развития Л. Кольберга.

Колберг, продолжая эксперименты пиаже. Предлагал детям разного возраста оценивать  моральные суждения и этнические представления. Предлагалось оценивать поступки героев и обосновать свои суждения.

В результате исследования колберг выделил 3 уровня развития моральных суждений:

        1) преконвенциональный — сугубо эгоцентричен. Моральность или неморальность суждений ребенка основывается на принципе выгоды: хорошо то, что доставляет удовольствие, плохо то, что причиняет неудовольствие. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания, т.е. По всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности. Все дошкольники, большинство семилетних детей.

  1. конвенциональный: многие дети к 13 годам находятся на групповой идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. Этот уровень недостежим для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющимся, согласно Ж Пиаже, высшей стадии развития интелекта.
  2. Постконвенциональный: развитие высшего уровня (автономной морали) связано с развитием интелекта, логического мышления. По данным Л. Колберга только 10% подростков поднимается до 3-его уровня автономной морали. Этот уровень соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческого уровня идентичности. Даже у взрослых может не быть автономной морали.

 

17. соотношение развития я-концепции и понимания другого человека.

Я-концепция (из психологического словаря мещеряковой) — система обобщенных и относительно устойчивых представлений и переживаний человека, предметом которых является он сам. Условно в я-концепции выделяют 2 компонента: 1) когнитивный «я-образ» к которому относится содержание представлений о себе, 2) эмоционально-оценочный, переживаетмое отношение к себе в целом или к отдельным своим качествам , т.е. Самооценка.

Иногда выделяют 3-ий компонент — поведенческий, к которому относят проявление первых двух компонентов в поведении.

Содержательно структуру Я-концепции подразделяют по разным основаниям

По-модальности: я-реальное, я-идеальное.

По характеру свойств человека: я-физическое, социальное, интелектуальное, личностное.

по мере взросления увеличивается способность детей ко все более абстрактным и тонким суждениям о себе. Для самоописания детей младшего возраста характерен эгоцентризм. Тогда как подростки поспенно осознают необходимость принимать во внимание мнение окружающих людей. У них вырабатывается способность видеть себя как бы со стороны, что придает их суждениям о себе известную объективность. Пиаже полагает, что это изменение обусловлено развитием умственных способностей и умения смотреть на мир глазами других. Старшие школьники в самоописание себя часто включают негативное мнение других о себе, что не свойственно младшим.

Младшие школьники склонны более пространственно описывать себя, чем других. Более развернутые описания других свидетельствует о возросшем понимании ребенком человеческих ролей, установок и возможностей.

В самоописаниях подростков фигурируют мотивы, побуждения, ориентиры, но при описании других людей такие категории почти не применяются. Это свидетельствунт о субъективном и интимном характере размышлений о себе в подростковом возрасте, а размышления такого рода моделировать о других трудно.

Убеждения и ценностные установки все чаще находят отражение в их ответах. Все это можно рассматривать как стремление включиться в социальную структуру, приобщаясь к ценностям данной культуры. 

 

20. социо-культурный подход в исследовании развития (Ури Бронфербреннер)

по Бронфербреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех (вложенных одна в другую) систем.(в виде колец).

Микросистема — семья ребенка

все отношения взаимнообратны (родители влияют на детей, но также дети влияют на взрослых).

мезосистема — детсад, школа, двор, квартал проживания.

Влияет на развитие ребенка в совокупности с семьей. Влияние мезосистемы на ребенка преломляются не только через семью, но и через личность ребенка: дети могут ходить в одну школу, но круг однокласников. Значимый для одного ребенка — может быть не значимым для другого, чьи друзья находятся например в драмкружке.

Экзосистема — взрослые социальные организации

формальные организации, например место работы родителей, социальные службы, отделы здравоохранения. Поддержка экзосистемы может быть неформальной. Чем больше социальных связей родителей с организациями, тем лучше это сказывается на на семье и развитии ребенка. В семьях с маленьким колличеством соц. Контактов личных и формальных как правило завышенный уровень конфликтов и плохое обрашение с детьми.

Макросистема — культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

Брофербреннер полагал, что наиболее значительную роль в развитии ребенка оказывает именно макросистема, поскольку она обладает способностью воздействует на все другие уровни.

 

21. Задачи развития мужчин и женщин при вступлении в период взрослости (по Д.Левинсону)

согласно  позиции Левинсона, чтобы стать взрослым, мужчина должен справиться с четырьмя задачами развития: увязать мечты с реальностью, найти наставника, обеспечить себе карьеру, наладить интимные отношения. помимо становления мечты и приобретения наставника, молодой человек сталкивается со сложным социопсиходогическим процессом построения карьеры, выходящем за рамки простого выбора профессии. Левинсон считал это задачей развития на протяжении всего периода начинаний. Средство к достижению самоопределения в период взрослости.

Для женщин обычно характерно объединить карьеру и брак, переходы и кризисы у женщин могут быть меньше связаны с возрастом, а больше с такими событиями как рождение детей или их отделение от семьи.

 

22.  теория моделирования Бандуры

наличие реципроктной (возвращающейся) связи между поведением, субъективными и средовыми переменными. Социальное научение происходит через наблюдение, подражание и моделирование. Это обуславливает модификацию поведения. (эксперимент с куклой бобо). Научение было бы слишком трудоемким процессом, если бы люди, получая информацию о том, что делать, полагались бы исключительно на результаты собственных действий. Человеческое поведение подлежит научению через моделирование. На основании наблюдений за окружающими у человека формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение, и в дальнейшем такая закодированная информация служит для него руководством к действию. 

 Во время наблюдения человек приобретает в основном символическое представление о поведении модели.

Обсуждение

Войдите: